совместный проект
На главную
Китай: окно возможностей для российского бизнеса

Российские экспортеры захватывают рынок в Китае: в 2019 году вслед за крупными поставщиками на восток двинулись предприятия малого и среднего бизнеса.

Китай активно ищет новые источники импорта: на фоне эскалации торговых отношений с США, американские поставки в Китай в первом полугодии 2019-го сократились на 19%, а объем всего китайского импорта снизился на 4,4%. Больше всего сокращение затронуло поставки сельхозпродукции (например, сои и свинины), сырой нефти, автомобилей, металлов, медоборудования и морепродуктов). Для российских экспортеров это отличный шанс для роста, и бизнес оперативно реагирует на него: в 2018 году экспорт из России в Китай впервые за 12 лет превысил импорт и перевалил за $100 млрд. В 2019 он продолжил расти и, по сентябрьским прогнозам Dezan Shira & Associates, к концу года может достигнуть $110 млрд.

Что готов покупать Китай

Традиционно основу российского экспорта в Китай составляет сырье разных видов: нефть и нефтепродукты, медь и алюминий, полотно и вата, древесина и т.д. Суммарно на такие товары в первом полугодии 2019 пришлось более 85% российского экспорта. В 2018 году, с началом «импортозамещения» в Китае, российские поставки по этим категориям товаров резко выросли: нефть и нефтепродукты — на 63,2% за год, медь — на 127% и т.д. В первом полугодии 2019, в сопоставлении с тем же периодом 2018, экспорт в основном стабилизировался или упал на несколько процентов (например, нефти — на 2,5%).

Увеличение экспортного объема у крупного бизнеса и госкорпораций как локомотив тянет за собой развитие инфраструктуры для внешнеэкономической деятельности всего рынка: от финансовой, для быстрого проведения расчетов с зарубежным партнером, до транспортной. Это помогло российским предприятиям в 2019 году увеличить поставки в Китай в том числе и по товарным категориям, где выше участие малого и среднего бизнеса.

В Китае пользуются спросом российские игрушки и музыкальные инструменты, конфеты и мороженое, электроника, медицинские приборы, минеральная вода, ИТ-сервисы и ряд других статей. В абсолютном исчислении они несопоставимы с «сырьевыми» статьями, но растут даже быстрее. Например, поставки электрики и электроники за первое полугодие 2019 выросли в 7 раз, музыкальных инструментов — в 2,5 раза, игрушек — в 13 раз, моющих и смазочных составов — в 7 раз.

Особенно хорошие перспективы открыты перед экспортерами продуктов питания, прежде всего сельхоз- и морепродуктов. За прошлый год поставки сельхозпродукции выросли на 42%, мороженой рыбы — на 32%. За 10 месяцев 2019 года экспорт российского АПК в КНР вырос на 25% — до $2,6 миллиарда. Экспорт готовых рыбопродуктов за первое полугодие 2019 вырос на 83%, мяса и мясных субпродуктов — на 37000% (в 370 раз).

Почему экспорт продовольствия особенно перспективен

Во многом рынок продовольствия (как и многие другие сегменты) «освободился» из-за сокращения поставок из США. Например, оттуда Китай импортировал около 33 млн тонн сои в год — после ввода Вашингтоном дополнительных пошлин импорт снизился на 70%, а затем и вовсе приостановился. При этом КНР остаётся крупнейшим (100 млн тонн в год) потребителем сои в мире. Китаю пришлось срочно перестраивать структуру импорта, и сейчас она охотно закупает сою в России — в 2018 году из России в Китай поставлено 865 тысяч тонн сои на $246 млн. По оценкам Российского зернового союза, в ближайшие 5 лет объем экспорта сои может достичь 3 млн тонн. Уже упомянутый 370-кратный рост импорта российского мяса тоже связан с сокращением поставок из США.

Но для быстрого роста продовольственного импорта из России есть еще две причины. Во-первых, Китай отходит от политики полного самообеспечения продовольствием. Раньше государство устанавливало минимальную цену на закупку риса, пшеницы, сои, кукурузы, рапса и других сельхозкультур у внутренних производителей и год от года повышало ее. Это стимулировало рост производства и позволило стране создать стратегический запас продовольствия. Но постепенно этот запас стал избыточным, а внутренние цены превысили мировой уровень. Поэтому в 2012 - 2016 гг. минимальные закупочные цены на злаки стали снижаться, а на некоторые культуры — например, кукурузу и сою — были отменены. Соответственно, их внутреннее производство снижается, а импорт растет. Конечно, Китай не откажется от сельского хозяйства — можно ожидать, что самообеспечение пшеницей и кукурузой составит не менее 80%, а рисом — 95%. Однако на Китай приходится 20% мирового потребления зерновых, и открытие даже части его рынка дает экспортерам значительные возможности.

А во-вторых, именно сейчас китайский рынок продуктов проходит трансформацию. Исторически рацион китайцев основывался на местных продуктах: рис, соя, курица и пр. Однако в последние десятилетия, благодаря глобализации и массовому импорту еды из разных стран, в Китае складывались новые пищевые привычки. В частности, китайцы полюбили российское мороженое, конфеты, кисломолочные и другие продукты. Яркий пример — ореховые конфеты: в 2019 году их поставки в Китай выросли на 86%.

Российское молоко и медтехника: пионеры «малого» экспорта

Российские компании активно заполняют новые ниши на китайском рынке. Так, одним из быстрорастущих сегментов стали молочные продукты. Традиционно в Китае не разводили крупный рогатый скот и использовали мало коровьего молока. Когда у потребителей возник интерес к ряженке, простокваше и творогу, местные производители не смогли его удовлетворить: китайский рынок молочной продукции оценивается в 45 млн тонн, а внутри страны производится только 30 млн тонн. Российский производитель молочных продуктов оказался среди компаний, которые не упустили шанс: провел дегустации для китайских партнеров и потребителей, наладил поставки и даже разработал новые продукты с учетом китайской специфики. В Китае любят сладкое, поэтому в «китайскую» линейку продуктов данного производителя добавляют сахар. За первое полугодие 2019 российские экспортеры увеличили продажи молочных продуктов на 21%.

Другой пример удачного выхода на китайские рынки, небольшой петербургский производитель лазерного оборудования для медицины. Во многих областях биомедицинских технологий российские ученые опережают китайских, и петербургскому производителю удалось обеспечить поставки своих хирургических аппаратов в клиники Шанхая. Кроме собственно оборудования, компания предоставила китайским врачам сопутствующий сервис (обучение работе на нем) и возможность совместных научных исследований. Всего же экспорт медицинских приборов в Китай в первом полугодии 2019 оценивается в $122 млн.

Окно возможностей: чувствовать тренды рынка

Сегодня ситуация для выхода на китайский рынок оптимальна для российского бизнеса любого размера. Благодаря изменениям мировых рынков для российских экспортеров и импортеров открываются новые возможности, и премьер-министр РФ говорит о планах по удвоению торгового оборота с Китаем — до $200 млрд. Открывшимся окном возможностей надо пользоваться как можно скорее: увеличить экспорт в Китай стремится не только Россия. Например, Бразилия готова обеспечить 50% всего китайского импорта сои. Для российских компаний это сигнал: необходимо занять новые ниши быстрее конкурентов из других стран. Для этого создаются все необходимые условия: две наши страны налаживают инфраструктуру для быстрых платежей, в том числе в национальных валютах, а банки создают финансовые продукты, которые упрощают торговлю с Китаем.

Формируя стратегии выхода на рынок Китая, эксперты банка «Открытие» рекомендуют обратить внимание на аналитические обзоры мировых финансовых и отраслевых рынков. Показатели, отслеживаемые аналитиками, дают участникам бизнеса профессиональную оценку рисков, векторов и трендов экономики и потербления в стране, которую можно использовать в проектах. Несмотря на то, что китайская экономика по своей величине занимает второе место в мире (и первое по паритету покупательной способности), объем доступных исследователям экономических данных по Китаю значительно уступает объему данных, доступных по экономике США или, к примеру, экономике Еврозоны. Еще одной особенностью китайской статистики является частое отсутствие длинных статистических рядов однородных экономических данных. Аналитики банка «Открытие» проводят собственный мониторинг индикаторов экономики Китая и на регулярной основе рассылают его клиентам банка в рамках пакета услуг «Весь Мир». Так, в 3 кв. 2019 года многие показатели экономики Китая показали негативную динамику: темп роста промышленного производства в Китае продолжил замедление, снизившись в августе 2019 г. до 4,4%, производство накопленным с начала года итогом замедлилось до 5,6%. Оба значения являются рекордно низкими для Китая. Прибыль промышленных компаний в августе снизилась на 2%, продолжился процесс опережающего снижения импорта относительно экспорта. Подробный аналитический обзор от банка «Открытие» по экономике Китая и ведущим мировым рынкам за 2019 год вы можете бесплатно получить по ссылке:

по рынкам Китая и других стран

В пакете услуг «Весь мир» банка «Открытие» также, наряду с классическими банковскими услугами, включена услуга «ВЭД Аналитик» — получение обзоров мировых рынков различных стран.

Подробнее о пакете услуг «Весь мир»

Рынок Китая в настоящий момент, безусловно, один из самых потенциально интересных для российского бизнеса, однако в реальности подавляющее большинство небольших компаний, работающих с Китаем, все-таки ввозят товары из Поднебесной — комментирует Нина Чаплинская, начальник Управления ВЭД банка «Открытие». Так, по нашим данным среди предприятий малого и среднего бизнеса-клиентов банка, доля экспорта в товарных контрактах с Китаем составляет лишь 18 % (импорт 78%), а вот в услугах картина диаметрально противоположная доля экспорта 61%, а на импорт приходится всего 39%. При этом стоит отметить, что доля услуг в совокупном объеме сделок с Китаем невелика и составляет лишь порядка 6%.

В любом случае, какой бы тип бизнеса вы не планировали или уже не ведете с партнером из Китая, важно чтобы его сопровождение было удобным и выгодным. Именно на это ориентирована специальная акция «Шелковый путь» банка «Открытие», в рамках которой новые клиенты, работающие с Китаем, получают не только бесплатный валютный контроль и переводы в китайских юанях, но и услуги персонального ВЭД-ассистента, который поможет разобраться во всех тонкостях контракта и валютного контроля, а также сервисы по бесплатной проверке китайского контрагента и перевод документа с/на китайский язык.

условия подключения к акции «Шелковый путь»
promo